Недавнее решение Верховного Суда РФ привлекло внимание к вопросу ответственности директоров управляющих организаций (УО) за нарушения лицензионных требований. В этом контексте рассматривались действия одного из руководителей, чья компания оказалась в центре скандала, связанного с ненадлежащим выполнением обязательств перед жильцами многоквартирного дома.
Причины обращения к Госжилнадзору
Житель многоквартирного дома подал жалобу в Госжилнадзор, утверждая, что управляющая организация не предоставила необходимые данные о показаниях общедомовых приборов учёта горячей и холодной воды, электроэнергии и отопления. В ответ на запрос, УО отправила информацию, но не по всем периодам, что и вызвало недовольство жильцов.
По итогам проверки, Госжилнадзор выявил нарушения, связанные с незаботой об обязанностях организации — в частности, неисполнение условий, прописанных в правилах предоставления услуг. В результате директору компании было вынесено предупреждение по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ.
Сложности с привлечением к ответственности
Однако, в процессе обжалования решения надзорного органа возникла интересная правовая коллизия. Три судебные инстанции пришли к выводу, что директор в данном случае не может считаться должностным лицом по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ. Эта статья определяет, что должностное лицо обладает полномочиями в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от него.
Суд счёл, что поскольку директору было выдано предупреждение по статье, не вошедшей в закрытый перечень правонарушений для должностных лиц, то действий руководителя не достаточно для привлечения его к административной ответственности.
Перспективы уголовного наказания
Тем не менее, вопрос о привлечении к ответственности директоров управляющих компаний всё ещё остаётся актуальным. На практике многие управляющие организации вынуждены сталкиваться с подобными ситуациями, где требуется настойчивая работа по выполнению лицензионных требований. Неправильное исполнение своих обязанностей может привести к значительно более серьёзным последствиям, включая возможность дисквалификации.
В этой связи, важно отметить, что в крайних случаях Госжилнадзор может настаивать на более жестких мерах, вплоть до отстранения от управления. Это не просто формальность, а необходимость, продиктованная стремлением привести состояние жилого фонда в порядок.