Многие жильцы многоквартирных домов сталкиваются с проблемами утечек воды из-за неисправностей в системе водоснабжения или отопления. В таких ситуациях важно понимать, кто именно несет ответственность за возникшие повреждения: управляющая компания (УК) или собственник квартиры. Это будет зависеть от местоположения протечки и наличия запорно-регулирующих краны, сообщает Дзен-канал "Юрист объясняет | Евгений Фурин".
Что является общедомовым имуществом?
Согласно действующему законодательству, к общедомовому имуществу относятся устройства и оборудование, которые обслуживают несколько квартир. В частности, в рамках правил содержания общего имущества, к числу такого имущества относятся:
- инженерные системы водоснабжения и отопления;
- первые запорные устройства на отводах внутриквартирной разводки;
- коллективные приборы учета.
Когда ответственность переходит к собственнику?
Есть случаи, когда ответственность меняется. Если собственник самостоятельно установил кран или другое оборудование без согласования с УК, то это устройство не считается общедомовым имуществом. Например, если владелец заменил радиатор и установил новый кран, а затем произошла утечка, то ответственность за ущерб будет полностью лежать на собственнике. Суды подтверждают это правило в своих решениях, отмечая, что отсутствие согласования и документов на установку — это основание для распределения ответственности.
Недобросовестные УК и их методы
Некоторые управляющие компании пытаются включить в договор условия, переводящие ответственность за краны на собственников, утверждая, что их зона ответственности заканчивается на первом креплении. Однако подобные условия признаются судами незаконными. Примеры таких решений свидетельствуют о том, что законы четко регламентируют, кто за что отвечает, и собственники могут защитить свои интересы в суде.
В конечном итоге, знание своих прав и обязанностей в отношении имущества, находящегося в многоквартирном доме, может помочь избежать финансовых потерь и неприятных ситуаций. Будьте внимательны и знайте, с кем лучше вести переговоры в случае возникновения проблем.































