Пока нет даже предварительных цифр, давайте попробуем отыскать интригу на этих выборах. Тут есть несколько «фронтов».
1. «Кандидат Мороз».
Вопрос простой: реально ли «легионеру» появиться за несколько месяцев до выборов, заявить о намерениях, из абсолютного ноунейма для местных стать фаворитом гонки?
Ответ положительный. Достаточно провести интенсивную кампанию и грамотно отработать в масс-медиа. Кандидат Мороз показал, как за 3-4 месяца стать своим на районе. Вы его сколько угодно можете называть «варягом», но факт неумолим — именно Мороз на старте голосования был самым известным в перечне кандидатов на округе №3. Кандидат от «Яблока» традиционно работал через партийные ресурсы — посмотрим, что из этого выйдет, остальные, прямо скажем, были на подтанцовке.
2. Является ли принадлежность к «Единой России» гарантией успеха?
И да, и нет. В моменте выборов партийный бренд играет роль. Но по их завершению принадлежность к «ЕР» — не более чем временная защита от провалов. Если представитель «партии власти» не справляется, от него избавляются — мирно или не очень. Свидетелями это мы, вероятно, станем уже в ближайшее время. Потому что на муниципальном уровне партийная принадлежность, на самом деле, глубоко вторична. Либо ты можешь быть грамотным начальником на местах, либо нет — партия тут бессильна.
3. ЛДПР или КПРФ?
Который раз это — главная интрига выборов. Кто второй? Кто в новом цикле будет «партией №2» и «оппозиция №1».
Итоги выборов за Уралом показывают: ЛДПР постепенно отжимает «серебро» у коммунистов. Не везде — «красный» бренд пока еще работает. В значительной степени в «стареющих» регионах. Многие 65+ продолжают голосовать за КПРФ, ассоциируя их со Сталиным, Лениным, Брежневым, Гагариным — кем угодно из своей молодости. То, что для нас — застой и репрессии, для них — молодость, стабильность и вера в будущее.
Псковская область — стареющий регион. Поэтому ЛДПР здесь сложно. Несмотря на то, что инвестиции в эти выборы у жириновцев и коммунистов несопоставимы, а псковские коммунисты окончательно превратились в пародию. Так что в нашем регионе шансы 50/50.
4. Казус «Яблока».
Парадокс: чем больше их душат, тем лучше они выглядят на дистанции. Партия, несмотря на прессинг и потерю своего псковского фронтмена, не слилась, нашла кандидатов — вполне вменяемых, кстати, а не каких-то фриков, сумела привезти сюда партийного лидера (этот трюк также удался ЛДПР), без больших потерь прошла этап регистрации. Каким бы ни был результат, псковское «Яблоко» имеет полное право эту кампанию занести себе в актив.
5. «Новые люди».
Пока это — «Бином Ньютона» и вещь в себе. Партия внезапно выдвинула многочисленный «список» — больше, чем КПРФ. Но вопрос — кто эти «новые люди»? Перейдет ли количество в качество? Внезапный успех может превратить псковских «новых» из системного андердога в претендента на «серебро» на больших выборах 2026 года.
6. Явка.
Про явку все сказали днем. Псковский облизбирком работает на 110% — реально креативит и держит в тонусе. Но отсутствие реальной борьбы за победу убивает любое соревнование. Хотим высокую явку, нужны реально конкурентные выборы. Потому что 10 «статистов» — это, простите, имитация, а не конкуренция. Оппозиция — ау! Если не включаться, партия власти вам конкуренцию сама не подарит.