Псковский политический телеграм: лето 2025 г. Часть 2. Вызовы и угрозы
Внутренняя угроза.
Государство уже пыталось блокировать Телеграм в 2018 году, тогда вышел конфуз. Роскомнадзор не смог ничего заблокировать, а «телега» получила мощный импульс к развитию.
Но то были «вегетарианские» времена, с тех пор Система нашла способ борьбы с нелояльным элементом. Активно блокируются т. н. «прачечные» и каналы компромата. Админы пабликов, прежде комфортно работавшие в условиях анонимности, все чаще присаживаются на скамью подсудимых. Телеграм сегодня столь же прозрачен для власти, как любая другая соцсеть, со всеми вытекающими для авторов последствиями. В самом же Телеграме увеличилось число провластных рупоров, которые нагнетают и обличают площадку за отказ исполнять российское законодательство и допуск антироссийской риторики.
Внешняя угроза.
Мессенджер Мах (Макс). Минцифры форсировало запуск, де-факто, клона Телеграма. Одновременно началась массированная атака на Телеграм со стороны провластных ресурсов, якобы есть серьезные претензии у государства к площадке. По всем фронтам идет крайне навязчивая реклама нового российского мессенджера. Многие аналитики рынка убеждены: это кампания по скорому запрету Телеграма в России и добровольно-принудительному переводу политических каналов в Мах.
Это реально, или страхи беспочвенны? 50 на 50. Политический Телеграм сегодня — это «полная картина жизни». Там есть контент любого спектра — ультрапатриоты, мракобесы, системные и несистемные либералы, воинствующие русофобы вполне уживаются на этом пространстве, порой цитируют и репостят друг друга.
Но, если аффилированные с АП паблики, региональные пропагандистские ресурсы и в целом провластный спектр Телеграма перейдет на Мах, в «телеге» останутся только инакомыслящие и релоканты. Т.е. Мах будет для политически правоверных, Телеграм — для изгоев. Это станет удобным поводом заблокировать «вражеский ресурс».
Сегодня власть вынужденно (порой и добровольно) реагирует на критику со стороны оппозиции. Симптоматично, что чаще всего она реагирует на публикации именно в Телеграме. Соответственно, закрыв площадку, власть перестанет на эту критику реагировать — как уже 3 года не реагирует на Facebook*.
Если Телеграм закроют, политические паблики будут переходить в Мах. В противном случае придется вариться в довольно унылом «собственном соку» релокантско-русофобского и ультрапатриотического толка, которые сегодня тоже активно критикуют власть. Как вы понимаете, такая среда не является жизнеспособной.
В таком случае, придется все начинать сначала — снова набирать с нуля подписчиков, заинтересовывать аудиторию контентом и изобретать на ровном месте политическую дискуссию. Насчет последнего в мессенджере Мах есть большие сомнения.
И, конечно, будет крайне забавно наблюдать за губернаторами, мэрами, депутатами-единороссами и прочими чиновниками, которые с 2022 года активно развивали тг-каналы, перетягивая аудиторию из других соцсетей. Аналогичная история с гигантскими по численности группами суперорудий госпропаганды — ТАСС, РИА Новости и тд. Им тоже придется начинать с нуля, перетаскивать подписчиков в Мах из Телеграма. Потери будут огромны, власть утратит часть рычагов влияния на общественное мнение.
* Принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ