По итогам ноября 2025 года доля средств, которые остаются у россиян после закрытия базовых потребностей, составила 17,2%, говорится в исследовании «Ромира», с которым ознакомился РБК.
Относительно октября доля так называемых свободных денег, которые российские семьи могут потратить на отдых, развлечения, ремонт или отложить, не изменилась. Однако относительно ноября прошлого года сократилась на 1 п.п.
«Свободные деньги» в контексте данного исследования — это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других необходимых услуг.Расчет показателя производится ежемесячно на базе Потребительской панели «Ромир», которая основана на данных потребления 40 тыс. россиян из 15 тыс. домохозяйств в более чем 400 городах и населенных пунктах городской и сельской России.
По словам директора по работе с клиентами FMCG и ретейла «Ромира» Анастасии Сидориной, отсутствие традиционного ноябрьского снижения индекса говорит о том, что «предновогодний ажиотаж уступил место жесткой сберегательной стратегии».
«Покупатели осознанно сокращают физическое потребление, и декабрь покажет, является ли это временной паузой или долгосрочным трендом на охлаждение рынка», — сказала она.
В исследовании также говорится, что в ноябре среднестатистическая российская семья потратила на продукты питания и товары повседневного спроса 42 376. По сравнению с октябрем расходы выросли на 5,9%. Большую часть корзины составили продовольственные товары, на них россияне в среднем потратили 22 312, или 53% от общего объема. Средний чек на товары повседневного спроса у российского жителя составил 974.
Россиян в очередной раз возвращают в казалось бы забытую эпоху, когда основной статьей расходов становятся продукты питания и предметы первой необходимости. До ужаса 1990-х, надеемся, дело не дойдет, но о поездках за границу, брендовых вещах, новых автомобилях, драгоценностях и тяжелом люксе предстоит позабыть как минимум на ближайшие 5-10 лет, уважаемые читатели.






































