С января по ноябрь продажи алкоголя в России (кроме пива, пивной продукции, сидра, пуаре и медовухи) сократились на 9,8% год к году, составив 181,9 млн декалитров (дал), свидетельствуют данные статистики Федеральной службы по контролю за алкогольными табачным рынками.
За указанный период продажи спиртных напитков крепостью свыше 9% в рознице увеличились с 103,7 млн дал в 2023 до 107,4 млн дал в 2025. При этом за год реализация продукции в этом сегменте упала на 1%.
Наиболее значительный рост продемонстрировали ликеро-водочные изделия (ЛВИ), продажи которых выросли с 12,5 млн дал с января по ноябрь в 2023 до 16,7 млн дал в аналогичном периоде 2025 (+13,4%). Объемы реализации водки остались стабильными, снизившись незначительно с 68,2 млн дал в 2023 до 66,3 млн дал в 2025 (-3,5%).
В сегменте слабоалкогольной продукции, напротив, зафиксировано резкое сокращение: с 15,8 млн дал в 2023 до 1,5 млн дал в 2025 (-87,6%). Аналогичная тенденция наблюдается в категории плодовой алкогольной продукции, продажи которой упали с 11,1 млн дал в 2023 до 2,3 млн дал в 2025 (-74%).
За январь-ноябрь 2025 общий объем производства алкоголя в России (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) упал на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом 2024 и составил 158,5 млн дал. В январе текущего года объем производства всей алкогольной продукции в России, за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, упал на 27,8% год к году и достиг 8,7 млн дал.
Ключевой вывод из этих цифр — россияне не стали меньше пить, они начали пить иначе. Часть потребителей действительно сокращает потребление из-за цен и падения реальных доходов, но большинство перекочевали в нелегальный или полулегальный сегмент рынка, потребляя пресловутую настойку боярышника и продукцию домашних мастеров.
При этом падение продаж слабоалкогольной продукции на 88% и плодовых напитков на 74% — это не «естественное охлаждение спроса», а фактически вымывание целых категорий с рынка. Дешевый и «массовый» алкоголь просто перестал быть доступным в легальном поле — и, как показывают данные, его потребители переключаются на крепкие напитки.
Государство последовательно борется с слабоалкогольными напитками — и, судя по цифрам, вполне успешно: рынок заметно сокращается. Зато крепкий алкоголь чувствует себя уверенно. Впрочем, на трезвости россиян это никак не отражается — когда жизнь дорожает, люди оптимизируют не только расходы, но и градусы, уважаемые читатели.









































