Объем розничных продаж пива в третьем квартале составил 171,3 млн дал, сократившись на 17,9% год к году, следует из данных Росалкогольтабакконтроля (РАТК). За январь-сентябрь снижение составило 16,9%, до 462,36 млн дал.
Отрицательный тренд и в смежных категориях. Продажи пивных напитков за первые 9 месяцев года потеряли 5,9% год к году, до 73,24 млн дал. В сегменте сидра, пуаре и медовухи по итогам января-сентября отмечен прирост на 1,3%, до 8,74 млн дал. Но в третьем квартале снижение достигло 11,4%, до 3,08 млн дал. Во многом фактором падения стало изменение структуры потребления, считают в РАТК.
Независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Небольсин поясняет, что розничные продажи пива в России сокращаются по отношению к высокой базе прошлого года. Было длинное жаркое лето, мы видели резкий рост, напоминает он. Эксперт сомневается, что в четвертом квартале картина изменится. Конец года для пива традиционно самый слабый по продажам.
Гендиректор «Волковской пивоварни» Алексей Аксель говорит, что с августа падение продаж стало более выраженным. Он связывает это с общим охлаждением FMCG-рынка и снижением потребительской активности.
Сдерживать розничные продажи пива может и рост цен на продукцию.
Согласно Росстату, в сентябре литр пива в России стоил в среднем 197,58. Год к году значение прибавило 17,5%. Производители повышали закупочные цены с начала года из-за увеличения акцизов, издержек и сохраняющейся зависимости от импортного сырья. Влияние этого фактора на рынок будет сохраняться. Совладелец дистрибутора SVAM Group и пивоварни Gletcher Игорь Хавский считает, что в 2026 году, с ростом налогового бремени, бутылка пива в рознице может подорожать еще на 7-8.
В сети гипермаркетов «Лента» считают, что потребительский спрос на пиво меняется. Некоторые популярные лицензионные марки пива за год подорожали почти на треть, и потребители ищут более дешевые аналоги. Ритейлеры, по словам экспертов, анализируют поведение покупателей и их переориентацию с одним брендов на другие, оперативно реагируя на меняющийся спрос.
Снижение продаж пива действительно прослеживается, несмотря на стабильный объем производства.
Согласно РАТК, в январе-сентябре было выпущено 688,05 млн дал пива. Год к году значение сократилось только на 0,6%. На рынке формируется «пивной пузырь»: производится существенно больше продукции, чем реализуется, констатируют эксперты. Хотя падение сейчас фиксируют не все участники рынка. В ЦРПТ (оператор системы маркировки «Честный знак») в третьем квартале заметили рост продаж пива и пивных напитков на 13% год к году.
Участники рынка ожидают дополнительного проседания объемов потребления с начала 2026 года. По их мнению, бизнесу придется переходить на выпуск альтернативных напитков, столкнувшихся с менее выраженным падением, хотя найти альтернативы производителям будет непросто. Несмотря на общее снижение спроса, пиво по-прежнему наиболее востребованный в России алкоголь. Согласно Nielsen, за 12 месяцев с сентября 2024 по август 2025 года на него пришлись 43,1% денежных продаж в категории.
Другие виды спиртного сейчас тоже теряют потребителей. Согласно РАТК, в январе-сентябре в России было реализовано 148,54 млн дал алкогольной продукции, без учета пива, сидра, пуаре и медовухи. Год к году показатель потерял 10,9%. Снижение фиксируется почти во всех ключевых категориях, включая вина, водку, коньяк и прочее.









































