Разделение транспортных потоков на правостороннее и левостороннее движение – это не просто вопрос удобства. Это сложная историческая реальность, которая оказала влияние на развитие автомобильной промышленности и повседневную жизнь миллионов людей. Страны нередко выбирают разные стандарты движения, и даже соседи могут оказаться на разных сторонах баррикад. Пора разобраться в этом явлении, сообщает Дзен-канал "Автовыбор".
История стандартов движения
В большинстве европейских стран действует правостороннее движение, за исключением Великобритании, Ирландии, Мальты и Кипра, где автомобили двигаются слева. Этот обычай зародился в XIV веке, когда Папа Римский распорядился, чтобы паломники держались слева. Законодательно он был утверждён в Британии в 1773 году, сначала для гужевого транспорта, а затем и для автомобилей.
Постепенно британский стандарт распространён на многие колонии, что можно объяснить обилием праворульных автомобилей в Австралии, Индии и других странах. В контексте Азии ситуация другая: Япония также выбрала левостороннее движение, однако её выбор не был следствием колониального влияния.
Япония: уникальная история
В Японии традиция левостороннего движения стала популярной ещё до появления автомобилей. Это было связано с высоким уровнем вооруженности населения, где мужчины часто носили катаны. Чтобы избежать столкновений с другими людьми, японцы выбрали левую сторону. Со временем это решение стало общепринятым и интуитивно понятным для местных жителей.
В конце XIX века, когда Япония начала индустриализацию, для строительства железных дорог страна обратилась к Великобритании. Так началась стандартизация левостороннего движения, и в начале XX века этот подход был закреплён на законодательно уровне.
Корея: от левостороннего к правостороннему
Соседняя Корея не имела единого стандарта движения до японской оккупации. Когда Япония взяла контроль над страной, она ввела левостороннее движение, которое продлилось до 1945 года. После разделения Кореи в 1953 году, Северная и Южная страны начали заимствовать дорожные правила от своих новых союзников: в Северной Корее это был СССР, а в Южной — США. В результате в Корее было установлено правостороннее движение, что повлияло на повседневную жизнь и транспортную структуру.