Россиян могут начать штрафовать за поиск в интернете экстремистских материалов, в том числе с использованием VPN-сервисов. Однако, как рассказал первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин, речь не идет о введении массового, автоматического мониторинга поисковых запросов — административные дела будут возбуждаться только в случае обращения граждан, на основе материалов СМИ или в рамках проверочных мероприятий «со стороны соответствующих органов».
«Фиксация нарушений происходит в рамках ведомственных процедур. Автоматический массовый мониторинг всех интернет-запросов законом не предусмотрен», — заверил парламентарий.
По его словам, поправки направлены на защиту граждан от телефонного и интернет-мошенничества и незаконного распространения запрещенного контента. Под действие закона, по словам сенатора, будет подпадать умышленный поиск материалов, которые включены в соответствующий список, утвержденный Минюстом.
«Осознанность доказывается через, например, многократный поиск одного и того же материала, обход блокировок [с помощью VPN], обсуждения [материалов, признанных судами экстремистскими]. Случайные переходы, одиночные клики или просмотр сомнительных страниц не нарушение. Решения принимает суд, а ошибочные штрафы можно будет обжаловать», — сказал Артем Шейкин.
Оставим в стороне слова Артем Геннадьевича о том, что, якобы, «ошибочные приговоры можно обжаловать» — фарш провернуть назад невозможно, это одна из скреп российской судебной системы.
Самое интересное в законопроекте, который пропихивают депутаты Госдумы — это то, что он противоречит не только здравому смыслу, но и сразу нескольким статьям главного документа страны — Конституции РФ.
Во-первых, нарушается ст. 49 Конституции, которая закрепляет принцип презумпции невиновности, являющийся одним из основных принципов правосудия. Человек не может быть признан виновным без достаточных доказательств, а факт поиска информации, особенно без злого умысла, не должен автоматически трактоваться как правонарушение.
Во-вторых, закон нарушает действие ст. 23, в которой прописано право гражданина на неприкосновенность частной жизни. Законопроект, де-факто, предполагает мониторинг интернет-поисков, истории браузера, использования VPN и других форм личной интернет-активности без решения суда, нарушает конфиденциальность переписки и поиска.
В-третьих, закон противоречит ст. 29, гарантирующей россиянам свободу мысли и слова. Документом вводится наказание за сам факт поиска информации (даже без ее распространения), что прямо противоречит праву на получение информации, особенно если речь не идет о ее распространении или использовании в преступных целях. Кроме того, использование VPN-сервисов — это технический способ получения информации, и запрет на него ограничивает каналы получения информации, а не только ее содержание.
В-четвертых, инициатива депутатов нарушает ст. 55, запрещающей ограничивать права человека и гражданина, если это не связано с обеспечением безопасности страны, конституционного строя и прав других лиц. Чтобы ограничить такие базовые свободы, как поиск и получение информации, государству нужно доказать, что это необходимо, соразмерно и не нарушает суть права. Применение санкций за намерения — в том числе поиск информации, без ее распространения или доказанного вреда, является несоразмерным ограничением прав граждан.
Что мы имеем в сухом остатке? Группа депутатов проталкивает противоречащий Конституции закон, внедрение которого ограничит права россиян, создаст множество правовых прецендентов, а так же серьезно обострит социальную напряженность в обществе и на ровном месте создаст в сложное для страны новые конфликты по линии «Власть — Общество».
Осталось понять, действуют ли авторы законопроекта — депутаты ЕР Василий Пискарев, Евгений Москвичев, Александр Хинштейн (был депутатом до декабря 2024, ныне — врио губернатора Курской области), Рахим Азимов, Эрнест Валеев и Анатолий Выборный, а также Александр Терентьев (СРЗП) — осознанно, понимая все последствия, или это все-таки банальная глупость?