В 2026-м Россия намерена предоставить другим странам государственные финансовые и экспортные кредиты на $6,5 млрд, или 599 млрд. В последующие два года объем займов составит по $6 млрд — 575 млрд в 2027-м и 601 млрд в 2028-м. Такие данные содержатся в материалах к проекту бюджета на ближайшую трехлетку. Расчеты основаны на прогнозе Минэка, согласно которому в 2026-2028 годах средний курс доллара составит 100,2, 103,5 и 106 соответственно.
Таким образом, в ближайшие три года Россия выдаст иностранным государствам кредиты почти на 1,8 трлн, или $18,5 млрд. По сравнению с оценкой, заложенной в предыдущий бюджет (около 1,6 трлн, или $15,6 млрд), объем ссуд в рублевом эквиваленте увеличится примерно на 14% — на 217 млрд, а в американской валюте — на 19% ($2,9 млрд).
Займы нужны, чтобы завершить начатые проекты, выполнить международные обязательства и поддержать экспорт конкурентной российской продукции. К сентябрю 2025-го уже выдано 200 млрд — 40% от годового плана, говорится в документах к бюджету.
По данным Всемирного банка, совокупный долг иностранных государств перед Россией на конец 2022-го составлял $28,9 млрд (примерно 2,3 трлн по курсу ЦБ на 21 октября).
Крупнейшие должники на тот момент:
— Белоруссия — $8,2 млрд;
— Бангладеш — $5,9 млрд;
— Индия — $3,8 млрд;
— Египет — $1,8 млрд
— Вьетнам — $1,4 млрд.
Большая часть задолженности — $28 млрд — приходилась на долгосрочные кредиты со сроком погашения более года.
При этом доходы от погашения кредитов другими странами будут заметно ниже объемов новых выдач. В 2026-м они оцениваются в $3,2 млрд (294 млрд), в 2027-м — в $2 млрд (192,5 млрд), а в 2028-м — в $3 млрд (221 млрд). Таким образом, за три года Россия ожидает вернуть чуть более $8 млрд, или 708 млрд. По сравнению с параметрами предыдущего бюджета прогноз по поступлениям увеличен примерно на 25% в долларовом выражении и на 7% в рублевом — с $6,5 млрд (664 млрд).
К сентябрю этого года страны погасили долг в 79 млрд — почти половину от ожидаемого объема на год.
Эксперты отмечают, что разница между объемами выдач и возвратов ссуд связана со спецификой этого инструмента. Государственные экспортные кредиты предоставляются на срок до 25 лет с льготным периодом, в течение которого страна-заемщик не обязана производить выплаты. Например, при финансировании строительства АЭС основные платежи начинаются только после ввода станции в эксплуатацию — обычно через 7-10 лет с момента старта проекта.
Прогнозируемый возврат $3,2 млрд в 2026 году и около $2-3 млрд в последующие годы отражает график погашения по кредитам, выданным 10–15 лет назад. Кроме того, могли измениться условия ряда межправительственных соглашений, что повлияло на сроки выплат, подчеркивают эксперты
При этом, по их словам, прогноз по возврату средств ниже, чем по выдаче, скорее всего, потому, что в России понимают: некоторые страны не смогут вернуть кредиты в срок или сделают это с существенной отсрочкой. Так, несколько лет назад РФ списала Кубе и ряду других государств невозвратные долги на сумму около $150 млрд. Когда кредиты выдаются неблагополучным странам, находящимся за пределами первой сотни мирового рейтинга по ВВП на душу населения, ожидать четкого соблюдения графика выплат сложно. В таких случаях геополитические интересы государства преобладают над экономическими, отмечают эксперты.
Они подчеркивают: нельзя исключать, что такая щедрость не полностью безвозмездна — через многие страны Азии, Африки и Латинской Америки проходят трансграничные платежи российских экспортеров и импортеров. Эти государства часто выступают посредниками на фоне санкций против банков РФ и опасений вторичных ограничений для финансовых институтов дружественных стран.
Дать за три года в долг $18,5 млрд, получить обратно $8 млрд, и надеяться, что долги вернут через 20 лет — и то не все. Звучит как отличный план, уважаемые читатели.