Лишние люди замороженной партийной системы России
Недавно мне написала в личные сообщения читательница канала:
«Часто читаю ваш канал, и многие вещи отзываются.Хотелось бы прочесть ваше мнение на текущую ситуацию, лично или на канале».
Она много лет занимается общественной деятельностью, при этом не является оппозиционеркой, помогает людям с обращениями в органы власти, с решением локальных проблем, консультирует по юридическим вопросам. Но встречает только сопротивление официальных структур, различные барьеры со стороны действующих властей региона и даже на низовом уровне непонимание и осуждение в учреждениях и общественных организациях, близких к власти:
«Одному все делать очень сложно, я, например, не могу отказать людям, когда я вижу, что они не знают, как правильно написать обращение, куда отправить его, чтобы исправить какую-то ситуацию, от которой они страдают годами и приходят просить помощи. Не по лени, а просто по незнанию они не понимают, как дальше делать и как поступить. Мне не сложно, я им помогаю, чем могу».
Грамотная, видная, активная, состоявшаяся женщина, вроде бы должна была бы уже давно стать депутаткой местной городской или областной думы с перспективой избрания в ГосДуму, но места себе в существующей политической системе не видит:
«Главная проблема сейчас в том, как мне кажется, активный гражданин — это враг существующей системы. Тебя воспринимают не как человека, который хочет помочь и улучшить жизнь населения, района и тд, а как ненужный и лишний элемент в этом пазле. Ты вечно мешаешь распилу бюджета, реализации планов чиновников, всему. Даже поддержка людей не дает того преимущества, чтобы что-то изменить кардинально».
Присоединилась бы к какой-то партии, но те сами себя дискредитируют:
«Если объединяться с партией, то с какой? Я органически не перевариваю ЕДРО, я им не верю, видя, как все проходило на выборах, в которых я участвовала. Учителя — одни из главных пособников преступлений по вбросам, я видела своими глазами, как это происходило и как ничего за это им не было. А потом плачут о низких зп».
В других партиях ограничен перечень проходных кандидатов, толкают только привилегированных (то ли тех, кто занес, то ли каких-то протеже). Читательница видит, как похожих на нее людей, прибившихся к региональным отделениям парламентских партий,
«сливают всеми силами с предстоящих выборов, хотя это уровень муниципальный».
И очень хорошо характеризует время и скептически оценивает перспективы каких-то политических реформ:
«Просто какое-то отчаяние и ожидание, что нужно переждать непонятно чего и сколько. Но люди с мест ведь никуда не денутся, а всего лишь переобуются, как это бывало и раньше».
Очень близко и мне самому написанное. Аналогично пока не нахожу системной политической силы, вместе с которой был бы готов участвовать в выборах. А продуктивные годы идут. Лично знаю десятки людей, находящихся в такой же ситуации, в других регионах. Вовсе не экстремисты, не радикальные оппозиционеры, а те, у кого есть какие-то принципы, взгляды, идеи; кого отодвинули в партийных проектах карьеристы без убеждений и компетенций, но демонстрирующие лояльность и подчинение.
Субъективен критерий недопуска к политической жизни. В любом регионе достаточно просто не понравиться главе внутренней политики, чтобы получить «волчий билет», активистов, блогеров, медийщиков искусственно маргинализируют, добавляют в различные «черные списки», создают проблемы бизнесу и т.п.
Интересно, что даже из партии власти теперь иногда принято на время уходить, чтобы победить на выборах.
Все это последствия рукотворной заморозки партийной системы. А ведь остаются незаполненными десятки востребованных партийных ниш (Партия регионов, Русская партия, Социал-демократическая партия, Системно-либеральная партия и т.п.). При этом в легальном поле искусственно сохраняют потерявшие не только субъектность, но и вообще хоть какое-то содержание даже не партии, а оболочки, в которые включают все, что требуется в данный момент включить, и множат симулякры. И от этого у нормальных людей только отчаяние и ожидание непонятно чего.