Юрий Котенок: Пролог Каспийского конфликта
Пролог Каспийского конфликта. Дмитрий Цыбаков, доктор политических наук, специально для канала Военкор Котенок:
Для многих стали откровением свершившийся на днях переход соседней страны в лагерь открытых противников России. Если шумиху в СМИ и словесные демаршы публичных персон ещё можно списать на временные обострения, то с налётом на представительство российского информагентства и арестом его сотрудников всё встало на свои места.
Перед нами худший образчик отношений времен холодной войны. Даже со стороны западной проукраниской коалиции подобных действий после начала СВО не наблюдалось. Все, кто в теме, понимают: азербайджанское руководство шло к разрыву с Россией, постепенно повышая ставки и время от времени пробуя на прочность своих московских визави. Именно так следует трактовать уничтожение экипажа российского боевого вертолёта во время Второй Карабахской войны и гибель наших миротворцев в момент завершающей фазы конфликта в сентябре 2023 г.
Плоды собственной недальновидности и уступчивости нам и предстоит пожать уже в самом недалеком будущем. Неофициально озвучиваются призывы к организации протестов среди проживающих в РФ азербайджанцев вкупе заодно разыграть еще религиозную карту. Налицо стремление к чему-то более масштабному, нежели просто желание поквитаться за преждевременный уход из жизни обвиняемых в организации заказных убийств.
Ситуация становится понятней, если иметь в виду геостратагию Баку. Таковая сейчас прямо нацелена на окончательное решение "сюникского вопроса" то есть, на прорубание коридора к Турции через собственно армянскую территорию. А как максимум и превращение всей Армении в тюркский протекторат.
Буквально в последние месяцы становится актуальным и иранское направление ошибаются те, кто думает, что от Тегерана англо-саксы и Тель- Авив отстанут просто так. Стратегия сокрушения иранского режима, несомненно, будет иметь долговременный характер как это было с его иракским соседом при Саддаме. И здесь, несомненно, находится место и притязаниям со стороны азербайджанских националистов.
Очевидно, толпы придворных сейчас создают вокруг президента Азербайджана ареол "объединителя нации", а карабахский успех многим вскружил горячие головы. Наблюдаем перспективу превращения некогда весьма взвешенного политика в очередную вариацию наполеончика- Саакашвили.
Разумеется, решение обеих амбициозных задач на армянском и на иранском театрах не может обойтись без столкновения с Россией. Именно отсюда проистекают причины происходящей обструкции российского государства со стороны националистов соседней страны. Общество в ней требуется должным образом разогреть и подготовить к грядущему конфликту, который постараются развязать в обозримом будущем пока ещё не закончена СВО.
Выбор перед Россией, как всегда, невелик: решительный отпор или же постыдное умиротворение очередного вероятного противника. Имеется еще и третий вариант вариант полумер, более привычный для всего постсоветского периода.
Как бы то ни было, самое время сейчас, хотя и с огромным опозданием, обратить пристальное внимание на азербайджанское общество. Таковое весьма неоднородно как в самой республике, так и на просторах России. Термин диаспора здесь не совсем верен. Речь идет именно о большом сообществе, которое составляют на одна, а, как минимум, несколько диаспор, пребывающих далеко не в восторге друг от друга.
Кроме того, некоторые из российских азербайджанцев достаточно прочно интегрированы в наше общество и никогда не бывали на исторической Родине. Другие в наше общество так и не включились, но объективно далеки от поддержки режима в Баку по клановым соображениям. Настало время поиска в азербайджанском сообществе прагматически мыслящих деятелей, понимающих пагубность для своих интересов полного разрыва с Россией.
В данном контексте весьма поучителен пример соседней Грузии, спустя годы сумевшей самостоятельно отказаться от русофобского курса продажных элит.